Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЗОЖ

Дата: 11 июня 2019 в 11:59, Обновлено 11 июня 2019 в 12:36

«Чтобы сделать  ребенка умным и рассудительным

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.Ж. Руссо

         От  любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.

                Мы  с Вами живем в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс  требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которое предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела,  другими словами – абсолютно здоровый ученик.

               Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Здоровье  социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

Здоровье  нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого,  определяет система нравственных ценностей.

        Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

- 50–55% зависит от образа жизни;

- 20–25%  от влияния окружающей среды и экологии (только от 5 до 10% детей рождаются здоровыми);

- 20% – от наследственности;

- и  только 5 % зависит от медицины.

       Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения, следующие негативные факторы здоровья: 

- малоподвижный образ учащихся;

- перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;

- стрессовые воздействия во время обучения;

- несбалансированное питание;

- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;

- несоблюдение режима дня;

- несоблюдение гигиенических требований.

        По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.

Марк Твен сказал однажды: «Господь сделал ошибку, не предусмотрев для человека запасных частей». Но у человеческого организма огромные резервы, поэтому он может жить,  гораздо дольше, чем сейчас.

Что же такое здоровый образ жизни, от которого зависит наша жизнь?

        Это и рациональное питание, и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции, личная гигиена и закаливание.

          Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы ученых, правда, не являются для большинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день.

Рациональное питание очень важно: организм ребенка расходует энергии в 1,5 – 2 раза больше, чем организм взрослого человека в расчете на 1 кг веса.

Что значит рациональное питание? Это питание,  включающее в себя все необходимые органические вещества для роста и развития организма ребенка-подростка: белки – содержащиеся в мясе, рыбе, яйцах; углеводы – в злаковых культурах, овощах, фруктах; жиры – в растительных и животных маслах, в фасоли, горохе, рыбе.

Рациональное питание, значит правильное питание, а наши дети часто, чтобы утолить голод питаются чипсами, сухариками, пьют цветные газированные  напитки.

Наилучший режим питания – 4-х- 5-ти  разовый прием пищи: при этом на завтрак должно приходиться   20% - 25% от общей калорийности суточного рациона,  на обед – 30- 35%, на полдник –10- 15 %, ужин –20- 25 % и на второй ужин – 15%.  Школьники редко едят  4 раза в день, хотя в каждой семье складываются свои  традиции питания, определяющиеся как условиями работы и учебы, так и этническими, социальными и индивидуальными особенностями семьи. Поэтому обязательным должно быть питание ребенка в школе.

               Современные дети находятся в условиях постоянного роста статистических нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, что особенно сильно проявляется в отношении детей обучающихся в инновационных учебных заведениях (гимназиях, лицеях). Например, на выполнение домашнего задания учащиеся 6 класса тратят ежедневно 5-6 часов. Дети практически не бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом, мало спят. Так длительность ежедневных прогулок для большинства детей (56%) составляет 15-30 минут, а в выходные 1,5 - 3,5 часа. В результате увеличения учебной нагрузки существенно снижается интерес детей к спорту у мальчиков – 11,1% , а у девочек – 23,4% от общего количества детей в классе занимающихся  спортом. Однако время, проводимое детьми у телевизора, постоянно возрастает  -  с 1,5 часов в начальной школе до 3,5- 4 часов в 6-ом  классе.

           Эффективно работают и достигают успеха, живут здоровой, полноценной жизнью те люди, которые умеют четко планировать свое время. В таком планировании отношение к здоровью является важнейшей жизненной ценностью.

             Гигиенические рекомендации по распределению времени при составлении режима дня:

1. Учебные занятия – 4,5 -5,5 часов;

2. Дополнительное образование (кружки, клубы) – 1,5-2 часа;

3. Учебные занятия дома – 2,5-3 часа;

4. Занятия спортом, игры на свежем воздухе – 2,5-3 часа;

5. Свободное время, помощь семье, чтение – 2-2,5 часа;

6. Утренняя зарядка, прием пищи, туалет – 2-2,5 часа;

7. Сон ночной – 9-10 часов.

           При составлении режима дня должны чередоваться периоды работы и отдыха.

     Садиться  за уроки  нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия,  пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5–2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

              Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

             А ваши дети соблюдают режим дня? Во время они ложатся спать, кушают? Проанализируйте свой день и день вашего ребенка школьника. Все ли вы делаете для своего ребенка в плане сохранения и укрепления его здоровья? Как вы проводите с детьми выходные дни?

            Если подумать, то получится, что наше здоровье на половину зависит от нас, от нашего образа жизни! Ведь это замечательно! Стоит только захотеть!

          Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

Когда вы последний раз проводили с детьми свободное время, выходные?

Какие же формы совместного отдыха детей и родителей можно выделить?

         1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.

         2. Совместная творческая деятельность: оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.

         3. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.

         4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.

         5. Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

         Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе,  отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе с достоинством и уважением. От того как мы родители сегодня относимся к своим детям зависит отношение детей завтра к нам – родителям, а также отношение наших детей к своим будущим детям.

Одним из важным моментов в здоровьесберегающей образовательной среде в каждой семье выступает физкультминутка. Она полезна и нужна каждому ученику, укрепляет здоровье, помогает при выполнении домашнего задания.

Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Веселые физминутки –  прекрасная возможность для детей с пользой размяться между различными занятиями, которые требуют усидчивости и внимания. 
Особенно следует уделить внимание утренней  физминутке, которая с самого утра поднимает настроение малыша и готовит его к интересному, плодотворному дню. 

По своему содержанию физкультминутки разнообразны:

Оздоровительно-гигиенические.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, подтянуться, повертеть головой, «поболтать» ножками. 
Необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

Танцевальные.

Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под веселую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто,  как умеет. 

Ритмические.

Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Физкультурно-спортивные. 

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Игровые.

Проводятся игры-минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической,  но и эмоциональной разрядки.

Подражательные (имитационные).

Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы и т.д.

          В каждой семье есть свои традиции. Если Вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды – ужины (по обстоятельствам), совместные прогулки – лыжные или велосипедные, походы в кино и театры, семейные праздники, семейные чтения, – за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

         Во время таких мероприятий, как например, семейный обед, можно научить ребенка хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой пище. Все домашние, в том числе и дети,   расслабляются, успокаиваются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро закрепляются надолго, может быть, и на всю жизнь.

         И еще раз хочется напомнить взрослым. Важен пример,привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. Вы тоже должны вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и выполнять необходимые гигиенические требования. Это на пользу Вам, семье, ребенку. Будьте здоровы и счастливы!

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

  1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
  2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
  3. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
  4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Завтрак дома

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Завтрак с собой

С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай.

Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.

Домашняя упаковка

Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.

Диета

У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.

При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.

Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Считать калории можно не только в период похудения, а также для поддержания своего тела в тонусе. Также вы можете просчитывать калорийность и для своего ребенка.

  • Ученики младшей школы имеют свою норму калорий, которая составляет не более 2400ккалорий.
  • Школьники, которые учатся в средней школе, должны получать – 2500ккал.
  • Старшеклассникам положено до 2800ккал.
  • Дети, которые активно занимаются спортом, нуждаются в энергетически емком питании, поэтому должны употреблять на 300 ккал больше.

Педиатрами и диетологами всего мира общеприняты следующие принципы здорового питания школьников:

  • Калорийность. При создании рациона на каждый день, необходимо учитывать энергозатраты ребенка.
  • Разнообразие. Это один из главных принципов создания меню, только так можно обеспечить организм незаменимыми аминокислотами.
  • Режим. Питаться ребенок должен регулярно, промежутки между приемами пищи должны быть регламентированы.
  • Сбалансированный рацион. Обязательным считается наличие белков животного происхождения. Углеводы, которые быстро расщепляются, должны составлять не более 20%.
  • Витамины. В рационе должны присутствовать овощи и фрукты.

Конечно же, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Крайне важно, чтобы дети кушали рыбу, не менее одного или двух раз в неделю. Каждый день необходимо употреблять молочные продукты, особенно йогурт, молоко, сыр. Всевозможные сладкие вкусности и жирные блюда допускаются в рационе, но они не должны заменять собой здоровую пищу.

1. На завтрак обязательно должно быть горячее блюдо, лучше всего содержащее крахмал - каша, картофель, макароны. Крахмал переваривается довольно медленно, благодаря чему образующаяся глюкоза небольшими порциями поступает в кровь, поэтому энергии хватает на долгое время. Хорошим дополнением являются овощи, фрукты. Из напитков - соки, чай, кофе с молоком. (См. Кстати)

ВАЖНО!

Подгонять детей во время еды, а за завтраком особенно никогда не следует! Если ребенок ест медленно, он и съест меньше, и насытится скорее, а, если он уже просто не хочет есть и ковыряется в тарелке, затягивая этот процесс, просто выпроваживайте его из-за стола, никогда не заставляйте его доедать, если он уже не хочет есть! Этим вы поможете ему в будущем избежать проблем с весом.

2. Перекусы. Пакетированные соки - не самый оптимальный вариант, но, безусловно, лучший выбор, когда речь идет о том, что дать ребенку с собой в школу на «перекус». 200-граммовые пакетики с трубочками соков (именно соков, а не нектаров и т.п., тщательно следите за надписями на этикетках, это должен быть 100%- натуральный, без сахара и консервантов сок) + печенье, крекеры, бутерброд, о котором чуть позже, овощи или фрукты – это замечательный «тормозок» в школу!

- Я даже допускаю прием соков во время еды, как часть рациона, но очень прошу, чтобы не приучали детей пить сок для утоления жажды, просто так, и особенно, на голодный желудок! – предупреждает Людмила Денисенко. - Это касается и фрешей, скорее даже фрешей в первую очередь! Соки-фреш (я сейчас говорю о фруктовых), при всех их кажущихся преимуществах, таят в себе многие «подводные камни»! Я уже неоднократно говорила, но ещё раз повторюсь: на приготовление стакана, например, апельсинового сока идёт 2-3 апельсина. Сколько времени мы потратили бы на то, чтобы съесть их? Минут 5-10! Плюс работа зубов, плюс клетчатка для кишечника, плюс равномерное расходование выделившегося инсулина, плюс ощущение сытости от заполненного желудка. В общем, сплошная польза! А фреши? «Выпиваем» эти же три апельсина за минуту, минус часть клетчатки, минус работа челюстей, и большой минус – быстрое опорожнение желудка без эффекта насыщения и практически мгновенный выброс инсулина, которому, по сути, нечего расщеплять! А избыток его, известно, к чему ведёт! Кроме того, апельсиновый фреш таит в себе эфирные масла, которые раздражают слизистую желудка и могут вызвать гастрит. Эти масла улетучиваются, если поставить сок на лёд минут на 15-20. Поэтому, нет фрешам на голодный желудок, только во время еды, или после неё, пить медленно, а ещё лучше, через трубочку! А детям с избыточным весом либо вообще не давать фруктовые фреши, либо разбавлять их пополам с питьевой водой!

3. Помните, что перерывы между приемами пищи у детей не должны превышать 4-х часов (у взрослых- 5), чтобы не было застоя желчи. Если в школе организовано горячее питание, то достаточно будет положить ребенку 2-3 печенья, пакетик сока, яблоко или грушу. Если же у него не будет возможности полноценно поесть в школе, нужно позаботиться о достаточном «перекусе».

- Многие мамы делают детям внушительные бутерброды с маслом, сыром, колбасой, а потом жалуются, что ребенок ничего не ест на обед, – сетует диетолог. - Мало того, что колбаса, в принципе, - не лучший выбор для ребёнка, так она еще и имеет свойство портиться довольно быстро. Лучший вариант – кусочек отварного мяса (говядины или курятины) + овощи, например огурец, болгарский перец, морковка, да даже капустный лист. Добавьте нежирного сыра, дайте бутылочку питьевого йогурта. Сейчас в магазинах очень много пластиковых контейнеров для школьных завтраков, даже с отдельными ячейками для разных продуктов.

4. Нежелательно перебивать аппетит бутербродами, чипсами, сладостями. Большое количество выпечки, сладостей, газировок приводит к нарушению обмена веществ. Организм привыкает к тому, что ему нужно перерабатывать много сладкого, в связи с чем инсулина выделяется больше, чем надо. Подобное состояние называется гиперинсулинемией. Оно развивается даже у худеньких подростков и чревато повышением риска сахарного диабета. В связи с высоким уровнем инсулина у школьников могут возникать эпизоды гипогликемии, когда существенно снижается содержание сахара в крови. Распознать гипогликемию можно по острому ощущению голода между приемами пищи, сильному головокружению на голодный желудок. Как правило, от подобного состояния подросток избавляется повторным употреблением конфет или булочек. В дальнейшем это может привести к появлению лишнего веса и даже ожирению.

5. Обед школьника зависит от того, где он его получает, дома или в школе. Но в любом случае меню обеда должно включать в себя небольшое по объему первое - суп мясной, куриный, рыбный, вегетарианский с добавлением зелени, второе блюдо - отварное или тушеное мясо, рыба с гарниром из овощей и десерт.

- Если для взрослого человека первое блюдо необязательно (но желательно!), то для детей просто необходимо, - подчеркивает эксперт. - Опять же, избегайте жирных первых блюд, и особенно бульонов из костей!

6. Если между обедом и ужином большой промежуток времени, целесообразно добавит полдник – свежие фрукты с натуральным йогуртом, или сыр с чаем, или молоко с цельнозерновой булочкой.

7. На ужин - яичное, или творожное, овощное, рыбное блюдо, чай, сок или молоко. Хлеб лучше подавать ржаной или зерновой. Пирожные, торты, халву, шоколад и т.д. не следует включать в ежедневный рацион ребенка (да и взрослого тоже!), лучше их оставлять на выходные и праздничные дни.

Обязательно следите, чтобы ребенок выпивал в течение дня достаточное количество обычной питьевой воды – не менее 1- 2-х литров (в зависимости от возраста и веса)!

Памятка для родителей о правильном питании школьников    

Почему детям необходимо здоровое питание? Ваш ребёнок — самый лучший! Он заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если вы хотите, чтобы ваши дети росли сильными, активными и приносили «десятки» — чаще обращайте внимание на то, что они едят. Ведь пища — единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребёнка в этот период — залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь. Уверенность в себе, успехи в учёбе, концентрация внимания и способность к запоминанию, напрямую зависят от рациона питания.

«ГЛАВНОЕ - ВОВРЕМЯ ПОДКРЕПИТЬСЯ!

«Должен он скакать и прыгать, всех хватать, ногами дрыгать…».

Учебный день по энергозатратам можно сравнить с многочасовым спортивным соревнованием. Ритм жизни школьника очень динамичен: он зубрит стихи, извлекает корень из числа, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс на лыжах. И так всю неделю. Очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию ребёнка. Школьник испытывает огромную потребность в пищевых веществах, витаминах и минералах, особенно в белке, железе, кальции, йоде.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ?

1. РАЗНООБРАЗЬТЕ РАЦИОН ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА ВСЕ ПРОДУКТЫ ДЕЛЯТСЯ НА 5 ОСНОВНЫХ ГРУПП:

1. Хлеб, крупяные и макаронные изделия

2. Овощи, фрукты, ягоды

3. Мясо, птица, рыба, бобовые, яйца и орехи

4. Молочные продукты, сыры

5. Жиры, масла, сладости

В ежедневное меню ребёнка и подростка должны входить продукты из всех 5 основных групп. Только тогда питание растущий организм школьника получит полный набор необходимых пищевых веществ в достаточном количестве.

2. СБАЛАНСИРУЙТЕ ПИТАНИЕ РЕБЁНКА

Составляйте сбалансированное меню на каждый день. Ежедневно включайте в него продукты, богатые необходимыми питательными веществами. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания должно быть 1:1:4.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК БЕЛКОВ:

Мясо, рыба, яйца, молочные и кисломолочные продукты (кефир, творог, сыры), крупы.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ

Мясные и молочные продукты.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РАСТИТЕЛЬНЫХ ЖИРОВ:

Подсолнечное, рапсовое масло, орехи (фундук, грецкий, кедровый и т.д.), семена подсолнечника.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЛЕГКОУСВОЯЕМЫХ УГЛЕВОДОВ:

Свежие плоды (фрукты) и ягоды, молочные продукты.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН (КЛЕТЧАТКИ):

Фрукты, ягоды и овощи, бобовые (фасоль, горох), крупы (гречневая, овсяная, перловая и т.д.) и продукты, созданные на их основе (хлеб, зерновые хлопья, макароны и т.д.)

Меню школьника должно быть разнообразным. Если вы хотите, чтобы ребёнок ел с аппетитом, не увлекайтесь «супами на неделю»

ПОЧЕМУ ОРГАНИЗМУ НЕОБХОДИМЫ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА?

Белки — «кирпичики», из которых строятся клетки организма и все необходимые для жизни вещества: гормоны, ферменты, витамины.

Жиры — источник энергии, минеральных веществ, жирорастворимых витаминов.

Углеводы — основной поставщик энергии для жизни.

Пищевые волокна — способствуют хорошему пищеварению, защищают организм от пищевых канцерогенов, помогают в профилактике многих заболеваний.

3. ПРОДУМАЙТЕ РЕЖИМ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА.

Для этого необходимо определить:

время и количество приёмов пищи

интервалы между приёмами пищи

меню по энергетической ценности и продуктовому набору

Ежедневно, как в школе, так и дома, ребёнок должен питаться в одно и то же время с интервалами 3,5 — 4 часа.

 ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Важно, чтобы еда была вкусной, и ребёнок ел с удовольствием! «Нелюбимые» блюда можно заменить на равноценные, схожие по составу, но «любимые».

Попробуйте добавить «изюминку» в привычные блюда (например, орешки, сухофрукты, горсть ягод — в кашу или сухарики и свежую зелень в суп).

Трапеза должна проходить в спокойной обстановке. Выделите на каждый приём пищи достаточно времени, чтобы детям не приходилось торопиться. Важно, чтобы ребёнок тщательно пережевывал пищу. От этого зависит, насколько хорошо она переварится и усвоится.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Этих продуктов в рационе ребёнка должно быть не более:

5-6 ч. ложек сахара

3 шоколадных конфет

5 карамелей

5 чайных ложек варенья или меда

2-3 вафель

50 г торта

1-2 ст. ложки растительного масла

30 г сливочного масла

ЗАВТРАК

За завтраком ребёнок должен получать не менее 25 % от дневной нормы калорий (при четырёхразовом питании).

                Завтрак должен состоять из:

закусок:

бутерброда с сыром и сливочным маслом, салатов

горячего блюда:

творожного, яичного или каши (овсяной, гречневой, пшенной, ячневой, перловой, рисовой)

горячего напитка:

чая (можно с молоком)

кофейного напитка

горячего витаминизированного киселя,

молока, какао с молоком

или напитка из шиповника

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Отсутствие завтрака сказывается на успеваемости ребёнка и его способности к обучению.

 ОБЕД

 В обед ребёнок должен получать не менее 35 % дневной нормы калорий

Обед должен состоять из

Закуски:

Салаты из свежих, отварных овощей, зелени;

Горячего первого блюда:

супа

второго блюда:

мясное или рыбное с гарниром (крупяной, овощной или комбинированной).

Напитка:

Сок, кисель, компот из свежих или сухих фруктов.

ПОЛДНИК         

На полдник ребёнок должен получать 15 % от дневной нормы калорий

Полдник должен состоять из:

напитка

(молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки)

с булочными или мучными кондитерскими изделиями

(сухари, сушки, нежирное печенье)

либо из фруктов

УЖИН

На ужин ребёнок должен получать до 25 % от дневной нормы калорий

Ужин должен состоять из

горячего блюда (овощные, смешанные крупяно-овощные, рыбные блюда)

и напитка (чай, сок, кисель)

Уважаемые родители!

Надеемся, что наши советы помогут вам организовать правильное питание ваших детей.

Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит детям заряд энергии и крепкое здоровье. При правильном питании Вы очень скоро заметите, что рёбенок стал чаще радовать вас хорошим настроением, здоровым цветом лица и успехами в школе.

КЛЕЩЕВОЙ  ЭНЦЕФАЛИТ

Тело у клеща плоское, брюшко – красно-коричневого или коричневого цвета. У самок половина брюшка закрыта темным щитком. На переднем конце тела находится хоботок, которым он прокалывает кожу и присасывается. Размеры голодного клеща 2-3 миллиметра. Насосавшись крови, он достигает размеров до 1 см. Излюбленные места обитания клещей – затененные влажные места лесной зоны, чаще – это смешанные леса. Встречаются клещи и на опушках леса, на просеках, на зарастающих вырубках, где высокая трава, хорошо развитый кустарник; вдоль лесных тропинок, где есть хворост, валежник; на дачных и огородных участках. В последние годы клещи встречаются в лесопарковых зонах крупных городов.

Клещи не летают и не прыгают. Они поджидают свою жертву, забираясь на травинки и ветки кустарников на высоту до 50 см (максимально до 80-100 см.).

Ответы на вопросы, задаваемые минчанами наиболее часто:

Какой вред здоровью человека наносит клещ?

Клещи могут быть переносчиками возбудителей клещевых инфекций – таких, как клещевой энцефалит, болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) и др.

Клещевой энцефалит – это остро протекающая природно-очаговая вирусная трансмиссивная инфекция, с преимущественным поражением центральной нервной системы. Последствия заболевания разнообразны – от полного выздоровления до нарушений здоровья, приводящих к инвалидности или смерти.

Болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) – это бактериальная природно-очаговая трансмиссивная инфекция, характеризующаяся полиморфизмом клинических проявлений с поражением кожи, нервной и сердечнососудистой систем, опорно-двигательного аппарата, склонная к хроническому течению.

Что делать, если укусил клещ?

1.Клеща следует как можно быстрее удалить. Лучше сделать это в учреждении здравоохранения, если такой возможности нет – можно удалить его самостоятельно.

Не следует использовать для облегчения удаления клеща масла, жирные кремы и др. Удаление необходимо проводить в средствах защиты (перчатки и др.).

Способы удаления клеща:

  • Хлопчатобумажной нитью ¬– Нить завязать в узел, как можно ближе к хоботку клеща. Закрутить концы нити при помощи круговых движений и извлечь клеща, потихоньку подтягивая его вверх. Резкие движения недопустимы.
  • Пинцетом ¬– Клеща захватить как можно ближе к хоботку. Затем аккуратно вытаскивать его при помощи круговых движений.
  • Стерильной (прокаленной) иглой – При глубоком погружении – клеща удалить как занозу.
  • Специальными устройствами (приспособлениями) для удаления клещей промышленного изготовления – Удалить согласно рекомендациям производителя, изложенным в инструкции по применению.

После удаления клеща кожу в месте его присасывания необходимо обработать любым антисептическим средством (настойкой йода или другим).

2. После самостоятельного удаления клеща – необходимо обратиться в поликлинику к врачу-инфекционисту (терапевту, педиатру) для назначения профилактического лечения и установления медицинского наблюдения.

3. Принять назначенное врачом профилактическое лечение.

В настоящее время при отсутствии противопоказаний к приему антибиотиков для взрослых применяется укороченная (однодневная) схема профилактического лечения, а для детей стандартная схема. Рекомендуемые лекарственные средства характеризуются высокой эффективностью в отношении большинства возбудителей бактериальных клещевых инфекций.

Наблюдения последних лет свидетельствуют о том, что случаи болезни Лайма регистрируются в основном у лиц, которые не принимали антибиотики с профилактической целью после укуса клеща.

Необходимо помнить, что максимальный эффект от профилактического лечения достигается при приеме препаратов в первые 72 часа после укуса клеща.

При повторных укусах клещей – профилактическое лечение необходимо проводить после каждого эпизода присасывания клеща.

4. Наблюдать за состоянием своего здоровья и при появлении клинических симптомов заболевания необходимо обратиться к врачу-инфекционисту (терапевту, педиатру).

Сдавать или не сдавать клеща в лабораторию для исследования на наличие возбудителей клещевых инфекций?

Лабораторное исследование удаленного клеща в настоящее время является не обязательным.

При желании пациента провести исследование клеща, сделать это можно на платной основе. С этой целью клеща следует поместить в чистый флакон с плотно прилегающей пробкой. Адреса учреждений, в которых осуществляется лабораторное исследование клеща можно узнать у медицинского работника учреждения здравоохранения, куда обратился пострадавший.

Как защититься от нападения клещей?

  1. Перед походом в лес желательно выбрать максимально прикрывающую кожные покровы однотонную светлую одежду (чтобы предотвратить заползание клещей под одежду и соответственно облегчить осмотр для их обнаружения). При необходимости возможно использование репеллентов (средств, которые отпугивают клещей).
  2. Находясь в лесу необходимо систематически проводить само- и взаимоосмотры для обнаружения клещей.
  3. После возвращения из леса следует обязательно осмотреть одежду, кожные покровы и вещи, принесенные из леса.

Как защититься от клещевых инфекций с помощью прививок?

От клещевого энцефалита можно защититься с помощью прививки, против болезни Лайма вакцина не разработана.

Иммунизация против клещевого энцефалита в обязательном порядке показана отдельным контингентам населения, профессиональная деятельность которых осуществляется на территории природных очагов данной инфекции:

  • В Республике Беларусь – это территории Беловежской Пущи и Березинского заповедника.

Для проведения иммунизации лицам, относящимся к таким контингентам необходимо обращаться в поликлиники по месту жительства.

Для лиц, не относящихся к вышеуказанным контингентам можно обращаться в городской центр вакцинопрофилактики для проведения иммунизации на платной основе.

Оптимальной схемой защиты от клещевого энцефалита является курс профилактической иммунизации, состоящей из 2-х прививок, выполняемых с интервалом 5-7 месяцев. Причем, первую прививку рекомендуется делать в октябре-ноябре, а вторую – в марте-апреле, т.е. в период отсутствия сезонной активности клещей. Через 1 год после завершения вакцинации для поддержания сформировавшегося иммунитета рекомендуется поддерживающая иммунитет прививка (ревакцинация). В дальнейшем поддерживающие прививки вводятся через каждые 3 года.

Существуют и варианты создания быстрого иммунитета, при этом используются экстренные схемы иммунизации: т.е. сокращаются интервалы между первыми двумя прививками до 1 месяца и менее. Такие схемы вакцинации позволяют сформировать кратковременный иммунитет и применяются в исключительных ситуациях. Используя такие схемы иммунизации в период, когда отмечается активизация клещей, необходимо полностью исключить контакт прививаемого с очагом инфекции в течение всего срока вакцинации и двух недель после него.

Чем может быть опасно употребление в пищу некипяченого козьего (или коровьего) молока?

При употреблении некипяченого козьего (или коровьего) молока можно заразиться клещевым энцефалитом.

Для профилактики заражения необходимо употреблять молоко, особенно козье, только после термической обработки!

При каких клинических симптомах заболевания необходимо обратиться к врачу?

Необходимо обратиться к врачу-инфекционисту (терапевту, педиатру) в течение месяца и более (до 6 месяцев) после укуса клеща при появлении одного или нескольких клинических симптомов заболевания: повышение температуры тела, появление головных болей, одиночной или множественных мигрирующих эритем (кольцевидное или сплошное покраснение кожи диаметром свыше 5 см.), мигрирующих болей в крупных суставах, остро развившихся аритмий и др.

Следует помнить, что укус клеща иногда может остаться незамеченным. В этой связи необходимо обратиться к врачу при появлении клинических симптомов заболеваний также лицам, которые укус клеща не отмечали, но посещали дачные участки, лесопарковые зоны и лесные массивы с целью работы на приусадебных участках, отдыха на природе, сбора ягод и грибов; выгуливали домашних животных и др.

            Профилактика детского травматизма 

Ежегодно в Республике Беларусь получают травмы более750 тысяч жителей, из них 150 тысяч – дети.

Меньше всего травм зарегистрировано у детей первого года жизни, с 3 до 6 лет травматизм увеличивается более чем в 3 раза. Максимальный уровень травматизма отмечается у подростков.

Травма  - это повреждение организма в результате внешнего воздействия. Большинство травм можно предотвратить , изменяя обстоятельства, которые приводят к различным повреждениям.

Специфической чертой детей является способность активного познания окружающего мира,  но любознательность, подражание старшим , нетерпеливость, отсутствие жизненного опыта приводят к несчастью. Травматизм детей , особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей сына или дочери.

Наиболее часто дети получают бытовые травмы: ожоги, ранения острыми предметами, ушибы, растяжения, переломы, сотрясение головного мозга, в основном возникающие в результате падений со стульев и табуреток, подоконников, а на улице – с крыш сараев, деревьев, качелей, лесенок, горок и т.д.. 

Детские площадки – это зона повышенной опасности. Качели – источник травматизма, особенно с расшатанными стойками, перетертыми канатами, треснувшими сидениями. Большая ошибка после падения с качелей  - попытка встать на ноги. Это чревато получением дополнительного удара.

Катание и прыжки на скейтах – основная причина травмы головы, лица, повреждений спины. При катании нужно использовать наколенники, налокотники и шлем.

Кататься на роликовых коньках следует на роликовых трассах или на ровном дорожном покрытии. Необходимо также пользоваться защитными снаряжениями.

Травматизм при езде на велосипедах распространен среди детей в возрасте 10 – 14 лет. Характер травм разнообразен: от легких ссадин до крайне тяжелых  повреждений.

Причиной травм может стать неудовлетворительное состояние мест при проведении спортивных занятий: дефекты грунта, ямы, посторонние предметы. При занятиях легкой атлетикой ( бег, прыжки, метание снарядов) возможны травмы стопы, голеностопного сустава, растяжение связочного аппарата, переломы.

Колотые раны, нанесенные предметом с небольшой острой поверхностью( спица, ножницы, нож, отвертка, осколок стекла и др.), особенно опасны, так как они достигают значительной глубины и могут повредить сосуды, нервы и сухожилия. На площадке где гуляют дети , не должно быть битого стекла, гвоздей, ящиков и т.п.

Основной причиной возникновения ДТП с участием детей является их поведение без учета требований Правил дорожного движения: переход проезжей части в неустановленном месте, игнорирование сигналов светофора, отсутствие на одежде , рюкзаках, сумках световозвращающих  элементов.

При травмах кисти необходимо загрязненную ссадину или рану промыть 3% раствором перекиси водорода, фурацилина или водопроводной водой, кожу вокруг нее смазать 5% настойкой йода и забинтовать чистым бинтом или куском проглаженной хлопчатобумажнй ткани, а затем доставить ребенка к врачу.

При падениях, ушибах и ударах у детей легко возникают явления сотрясения головного мозга, поэтому до прибытия врача им должен быть обеспечен полный покой. При возникновении небольших ушибов различных частей тела  к ушибленному месту надо приложить на некоторое время (10 – 15 минут) холод( пузырек со льдом, снегом, холодной водой), затем обеспечить пострадавшему месту покой.

Ожоги  - самый частый и опасный вид травматизма у детей. Причиной ожога ребенка может стать горячая жидкость , которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Ожогами наиболее подвержены дети среднего и старшего возраста. Самые маленькие дети чаще всего получают ожоги при опрокидывании на себя посуды с горячим содержимым, когда на какое – то мгновение остаются без родительского внимания. Химические ожоги чаще всего бывают уксусной эссенцией . Только одного глотка этой жидкости достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги глотки, гортани и пищевода. Опасность представляют игры с легковоспламеняющимися предметами и нахождение вблизи костров. Конечно же спички должны храниться в недоступном для детей месте. Когда вы раскладываете по тарелкам горячую пищу, разливаете первые блюда, не приглашайте детей сразу же к столу, дайте блюду немного остыть, чтобы дети не обожгли слизистую рта.

При поверхностном ожоге (покраснение кожи) кисти следует 1 – 2 минуты подержать под струей холодной воды, затем завязать чистым бинтом. При более тяжелых ожогах обрабатывать обожженную поверхность кожи нельзя.

Раны от укусов животных представляют угрозу заболевания бешенством, они быстро нагнаиваются и медленно заживают. Никогда нельзя оставлять маленького ребенка наедине с животными!

Основная причина поражения электрическим током у детей – это отсутствие знаний и навыков безопасного обращения с злектрооборудованием. Поражение электрическим током вызывает не только глубокие ожоги , но и останову сердца, дыхания, что требует немедленного проведения реанимационных  мероприятий. Для того , чтобы предупредить эту травму необходимо исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом.

Нельзя не отметить и тот факт, что ежегодно в Беларуси тонут 60 – 80 детей. Безответственно поступают родители, разрешая маленьким детям играть в ванной комнате. Типичная ситуация – малыша купают в ванне и в это время зазвонил телефон, кто – то постучал в дверь, мама вышла за полотенцем – профилактика здесь очень проста: купаешь – не отходи.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущи предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Забота о здоровье ребенка включает в себя воспитание у него любви к порядку и аккуратности, выработке дисциплины поведения дома и на улице. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы диафильмов.

Не следует сковывать инициативу ребенка беспрерывными запрещениями, иначе из него со временем вырастет не приспособленный к окружающей среде, ничего не умеющий делать подросток. Однако родители должны быть все время на чеку, чтобы, как это только понадобится, помочь советом, разумным ограничением или разъяснением.

Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, прежде всего сами родители должны показывать достойный образец поведения. Помните об этом! Берегите детей!

Памятка для родителей

«Организация безопасного летнего отдыха»

Летом большую часть времени дети проводят на свежем воздухе. Отдых должен быть полноценным и воспоминания о нем должны остаться только приятные. Чтобы так и было родители не должны забывать о правилах безопасного поведения детей в местах отдыха. С этими правилами следует ознакомить и детей.

Отдых на воде.

Много семей жаркие летние дни проводят на пляжах водоемов. Взрослые и дети с удовольствием купаются и загорают, дышат свежим воздухом. Однако надо помнить, что вода может быть опасной. Чтобы не  приключилось беды необходимо напомнить правила поведения на воде:

Купаться дети должны только под присмотром взрослого;

Ребенок   должен   быть   обязательно  в   плавательном  жилете   или нарукавниках;

Игры детей должны быть только над водой;

Нельзя заплывать за буйки и нырять в неизвестных местах водоема;

Время пребывания ребенка в воде ограниченно, чтобы не допустить переохлаждения;

Кожу ребенка необходимо смазать специальными солнцезащитными средствами, чтобы избежать солнечных ожогов.

Если вы решили всей семьей отправиться на природу обязательно ознакомьтесь с правилами безопасности в таких местах.

Расскажите детям о тех опасностях, которые их могут подстерегать:

В таких местах могут быть клещи. Клещи являются переносчиками инфекционных заболеваний. Поэтому укусы их опасны. Ребенка лучше одеть в штаны и закрытую обувь. Причем брюки необходимо заправить в резинку носков. Не лишней будет и обработка поверхности одежды средствами от насекомых.

Незнакомые грибы и ягоды, растущие, в лесу могут быть ядовитыми. Объясните детям, что их запрещено трогать.

Если    поблизости    шмели,    осы,    пчелы,    то    нужно    оставаться недвижимыми. Иначе они могут искусать.

Нельзя  подходить  к   животным,  они   могут   укусить   или   сильно испугать.

Дети не должны далеко отходить от взрослых. Должны постоянно находиться в поле видимости. Не оставляйте детей без присмотра – они могут заблудиться.

Задача родителей надлежащим образом обеспечить защиту своего ребенка дома и в местах отдыха. Правила безопасного поведения надо соблюдать всегда и это не зависит от времени года. Летом вероятность детского травматизма больше. Из-за боязни травматизма не надо лишать себя возможности отдыхать у водоема или в лесу. Просто надо соблюдать определенные правила поведения и ваш отдых не будет омрачен.

Правила безопасности детей на отдыхе в летний период:

Помните, что с 10-00 и до 17-00 солнце очень активное. В это время желательно находиться в тени. Без головного убора не стоит выходить из дома. Чередуйте время пребывания на солнце с играми в тени.

Следите за скоропортящимися продуктами и храните их в холодильнике. Кушать овощи и фрукты можно только после того как их помоют.

Напоминайте детям о необходимости мыть руки перед едой.

Учите детей переходить дорогу только по сигналу светофора.

Напомните правила поведения на детской игровой площадке. Выбирайте безопасные игровые площадки. Прежде чем посадить малыша на качели, убедитесь, что они в исправном состоянии.

Не позволяйте детям брать спички, разводить костры без присутствия взрослых. Объясните опасность такого занятия.

Не допустите обезвоживание организма. Чаще давайте детям пить очищенную воду. В жаркие дни можно распылять на тело воду из пульверизатора.

При покупке велосипеда, роликов или скейтборда приобретите защитное снаряжение. Надевать снаряжение обязательно, такие меры предосторожности помогут избежать травм детей.

В жаркую погоду необходимо выбирать одежду из натуральных тканей. Одевайте детей по погоде.

Напоминайте детям, что не все, что привлекательно выглядит, является съедобным. Брать в рот ничего незнакомое нельзя.

Напомнить детям о правилах поведения с насекомыми.

Купаться в открытом водоеме можно только под присмотром взрослого.

Следуйте простым рекомендациям, и это поможет обезопасить жизнь и здоровье вашего ребенка.

    

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.